10.05.2018

New Astronomy оценил предсказание русской "Машины Сценариев" о частоте столкновений нейтронных звезд во Вселенной

Первая локализация гравитационных волн (ГВ) состоялась 17 августа 2017 года менее, чем через полдня после их открытия, благодаря нескольким телескопам среди которых был российский телескоп-робот МАСТЕР, расположенный в Аргентине .

Чтобы понять значимость этого открытия, надо вспомнить, что, например, для локализация гамма-всплесков потребовалось около 30 лет, из-за чего были опубликованы тысячи теоретических работ неправильно интерпретировавших это явление.

Гравитационные же волны были локализованы буквально через 2 года после их открытия в виде импульса от сливающихся черных дыр. Это сыграло не последнюю роль в принятии решения Нобелевского комитета отметить премией открытие ГВ. Об этом я писал раньше.

Но важно и другое - открытие слияния нейтронных звезд на расстоянии ~40 мегапарсек (~120 миллионов световых лет)от Земли удивительным образом совпало с предсказанием советской Машины Сценариев (специального компьютерного кода) придуманной советскими тогда - 35 лет назад - астрофизиками только что окончившими аспирантуру ГАИШ МГУ - Виктором Корниловым и Владимиром Липуновым.

Виктор Корнилов и Владимир Липунов за несколько лет до изобретения Машины Сценариев.

Позже, усовершенствованная уже аспирантами вашего (не)покорного слуги Машина Сценариев, позволила впервые предсказать частоту столкновений нейтронных звезд в 1987 г. и частоту слияний черных дыр в 1997. Хотя черные дыры сливаются реже во Вселенной, но благодаря большей массе производят более мощное возмущение пространства-времени и на детекторе наблюдаются чаще. Это блестяще было подтверждено 14 сентября 2015 г. когда американский интерферометр открыл первую гравитационную волну от столкнувшихся черных дыр. А через 2 года уже колаборация европейского и американского ГВ эксперимента обнаружила столкновение нейтронных звезд именно на том расстоянии на котором и предсказывала Машина Сценариев начиная с 1987 г. Что это означает для теории эволюции двойных звезд, да и для понимания того как живет барионная материя в нашей Вселенной?

"Инженеры" Машины Сценариев. ГАИШ МГУ. 90-е гг. Справа-налево: Михаил Прохоров, Сергей Назин, В.М.Липунов, Константин Постнов, Сергей Попов (Здесь еще не хватает Жени Осминкина, Вани Панченко, Наташи Рагузовой, Алеши Богомазова и Маши Пружинской)

На эти вопросы мы попытались ответить в недавно вышедшей теоретической статье в европейском журнале "New Astronomy" Lipunov, V. et al.: "The discovery of the neutron stars merger GW170817/GRB170817A and a binary stars evolution," New Astronomy (2018).

Приведу две картинки из этой статьи:

Пунктир - предсказания частоты срабатывания детектора типа LIGO/VIRGO Машины Сценариев (по расчетам начиная с 1987 года - собрала Маша Пружинская). Видно что несколько событий в год можно открыть уже с расстояния в 40 Мегапарсек. Если учесть, что в прошлом году ГВ установки работали менее трети года - то совпадение теории и эксперимента поразительное!

Так вот издание признало нашу статью одной из самых интересных и эффектных по своим выводам!

Среди авторов этой теоретической статьи не только ваш покорный слуга , но и тот самый Виктор Геральдович Корнилов, с которым мы 35 лет назад придумали новый инструмент исследований в астрофизике

Машину Сценариев, а позже - систему МАСТЕР с помощью которой подтвердили эти предсказания!

На обложке номера журнала появилось уже знаменитое цветное изображение полученное телескопами-роботами Глобальной сети МАСТЕР оптической вспышки на месте столкновения нейтронных звезд в галактике NGC 4993. Кстати видно, как из тысяч объектов на кадре робот-МАСТЕР находит слабенький новый объект!

Latest news